Часть 4. Механизм реализации региональной политики
4.4. Экспертиза и мониторинг
        Особенно эффективна географическая экспертиза в единой системе комплексной экспертизы, поэтому географов всё чаще привлекают в экспертные советы и организации.
        Целью географической экспертизы является контроль за объективностью региональной политики, результатов территориальных изысканий и программных документов перспективного развития регионов и муниципальных образований в структуре единого пространства Российской Федерации. Экспертная оценка становится одним из показателей эффективности региональной политики, индикатором надёжности региональной информации, актуальности методологических положений концепций, действенности программных мероприятий. Особое внимание при этом уделяется проблемному и целевому принципам стратегии и тактики управления процессами социально-экономического развития. Основываясь на этих принципах можно быстрее достичь устойчивого развития регионов, преодолеть негативны воздействия а природу, осуществить реструктуризацию хозяйства, совершенствовать образ жизни населения.
        Для повышения действенности и оперативности экспертизы необходимо создание методологической, методической, информационной и нормативной базы.
        Методологические основы географической экспертизы берут истоки из теоретико-методологического базиса познания территориальных процессов взаимодействия природы и общества, пространственной организации жизни людей, формирования и функционирования социально-экономических регионов. Методологической основой формирующейся экспертизы должны стать:
        Игнорирование или незнание концептуальных основ регионального развития и управления, территориальной организации жизни людей должны стать предметом анализа экспертов и получить соответствующую оценку.
        Географическая экспертиза территориальных изысканий, концептуальных, прогнозных, программных и проектных документов может стать более квалифицированной при наличии у экспертов региональной информации, охватывающей все сферы жизнедеятельности людей. Информация обычно концентрируется в
геоинформационных системах, статистических справочниках, серии сопряжённых карт, научных и популярных источниках и т.д. Источником информации может стать опрос и анкетирование населения.
        В экспертной деятельности всё шире используется моделирование. Сравнение принимаемых политических решений с идеальной стратегией регионального развития, реалий социально-экономических процессов с оптимальной моделью перспективного региона даёт возможность скорректировать региональную политику и выбрать наиболее рациональный вариант прогноза или программных мероприятий.
        Важными методами географической экспертизы являются: нормативный и стандартизации. Оперирование системой нормативов, скорректированной к местным условиям, позволяет квалифицированно и обоснованно дать оценку условиям жизни людей, налоговым обложениям, отчислениям в федеральный и муниципальные бюджеты, хозяйственным воздействиям на природу. Использование международных нормативов и стандартов жизни людей в цивилизованных странах позволяет более обоснованно принять экспертное заключение.
        Географическая экспертиза использует также совокупность экспертных методов, выработанных и апробированных в экспертной деятельности смежных направлений. Из арсенала методов экспертных оценок наиболее часто привлекаются методы интервьюирования, анкетирования, сценариев «мозговой атаки», Дельфы и др. При этом важным условием является степень профессионализма и интуиции экспертов, объективности и аргументированности оценок.
        Действенность региональной политики напрямую зависит от оперативности и качества разрешения территориальных и социально-экономических проблем. В задачу географической экспертизы в первую очередь должна входить оценка актуальности решаемых проблем, последствий и затрат на их разрешение. При экспертной оценке концепций, прогнозов, программ, проектов пристальное внимание уделяется обоснованности выбора целей и задач функционирования регионов, степени оптимальности стратегической траектории взаимообусловленного развития всех функциональных сфер жизнедеятельности людей, эффективности использования внутренних и внешних ресурсов, аргументированности намечаемых инвестиционных вложений.
        Весь ход экспертизы «плановых» документов должен пронизывать социально-экономический императив. Он обычно присутствует в процессе оценивания актуальности главной цели, логичности постановки задач, определения природно-ресурсного, экономического, демографического, интеллектуального и других потенциалов, проверки надёжности расчетов. Этот императив остаётся ведущим также при анализе достоверности информации, выборе приоритетных направлений регионального развития и конкретных программных мероприятий, эффективности политических решений и программных предложений.
        Экспертное заключение обычно включает оценку методологической и научно-технической обоснованности документов. При этом важно соблюдение таких методологических принципов, как социальной и экологической приоритетности, территориальности, системности, комплексности, конкретности, реальности. При оценке выбора программных вариантов развития регионов глубокого анализа заслуживает степень сбалансированности и комплексности социально-экономического функционирования территории.
        Социальные приоритеты регионального развития требуют пристального внимания и оценки динамики демографических процессов, которые ведут к изменениям численности и состава населения, территориальным сдвигам в системе расселения, появлению новых и исчезновению некоторых поселений, изменению форм взаимодействия территориальных общностей людей с окружающей средой. Особой оценки заслуживают намечаемые мероприятия по улучшению условий и повышению уровня и качества жизни людей, поддержке малообеспеченного населения, социальной защите и физической безопасности граждан.
        Перспективы региональной экономики связаны с возрождением трансформируемого хозяйства, реконструкцией действующих и строительством новых предприятий разных мощностей и форм собственности, совершенствованием территориальной организации производительных сил. Особой оценки заслуживает обоснованность расчётов создания новых полюсов роста и коридоров коммуникаций, особых экономических зон.
        Заслуживает внимания система мероприятий по улучшению экологической ситуации, оценка предложений по снижению ресурсо-, тепло-, энергоёмкости предприятий, уменьшению уровня загрязнения ландшафтов, сохранению резерватов, особо охраняемых территорий.
        Географическая экспертиза должна оценить экономическую, социальную, экологическую, научно-техническую эффективность региональной политики и программных документов, последствия принимаемых решений. В орбиту экспертизы также входит анализ правового, методологического, организационного, информационного обеспечения разработки и реализации концепций, прогнозов, программ, схем и проектов.
        Контрольные функции регионального развития выполняют законодательные органы регионов, Российской Федерации, а также общественные организации, партии и движения. Организация действенного регионального управления социально-экономическими процессами возможна при наличии достоверной информации и создании регионального
мониторинга.
        В большинстве регионов уже функционируют экономический, социальный, демографический и экологический мониторинги, которые чаще всего разобщены и действуют на индивидуальной методологической основе. Задача заключается в интеграции частных мониторингов и создании единого регионального мониторинга. Он сможет обеспечивать органы управления, субъекты хозяйствования и всё население полной информацией о жизнедеятельности людей, процессах функционирования социальной, экономической, экологической, рекреационной и политической сфер. Действенность мониторинга зависит от уровня и эффективности функционирования региональной геоинформационной системы, включающей сбор информации, её передачу с помощью современных средств связи, машинную обработку, накопление, хранение и выдачу пользователям.
        Создание эффективной службы мониторинга сопряжено с территориальной организацией сети станций (включая космические) и пунктов (включая передвижные установки) наблюдения за всеми процессами регионального развития. Постоянное слежение за ситуацией по всей территории регионов повысит оперативность соответствующих действий контролирующих органов, эффективность региональной политики и территориального управления.
        Функциональная деятельность геоинформационных систем и интегрального мониторинга проявляется по следующим направлениям:
        Эти и другие направления интегрального мониторинга и геоинформационных систем являются важным механизмом реализации региональной политики и всей деятельности территориального управления. Дальнейшее совершенствование мониторинговых наблюдений и автоматизация геоинформационных систем позволит повысить роль и эффективность региональной политики, осуществляемой на всех территориальных уровнях.
____________________
1 Космачев К.П. Географическая экспертиза. Новосибирск, 1981.
Контрольные вопросы