Часть 3. Функциональные направления региональной политики
3.5. Региональная экологическая политика
Печать
       Жизнедеятельность людей всегда активно воздействовала на окружающую среду. Процессы взаимодействия человеческого общества и природы протекают в форме циклических круговоротов веществ, энергии, информации. Расширение и углубление этих процессов приводит к нарушению экологического равновесия, обострению природно-общественных противоречий, появлению социально-экологических проблем.
       Сложившаяся экологическая ситуация на планете Земля и крайне обострившаяся на отдельных территориях ставит под угрозу дальнейшее существование человечества. Об этом свидетельствуют заключения Саммитов в Рио-де-Жанейро (Бразилия), Иоханнесбург (ЮАР), Киото (Япония); доклады членов Римского клуба, публикации учёных многих стран. Стало вполне очевидным, что без активной экологической политики проблемы сохранения комфортной среды жизни людей не решить. Отсюда вытекает важность согласования экологической политики на всех территориальных уровнях: планетарном, межгосударственном, государственном, региональном и локальном.
       Следует отметить, что социально-экологические процессы не замыкаются в границах отдельных стран или регионов, они протекают континуально в едином географическом пространстве. В то же время объекты
природопользования и источники загрязнения локализованы в пространстве, «прикреплены» к территории, которая имеет не только естественные, но и государственные и административные границы. Исходя из этих посылок правомерно проводить глобальную, межгосударственную, государственную, региональную и муниципальную экологическую политику.
       В сферу воздействия планетарной экологической политики должны входить вопросы улучшения глобальной экологической ситуации, которая является фоном протекания разномасштабных природно-общественных процессов. Континуальный характер распространения загрязняющих веществ многие экологические катастрофы ретранслирует в планетарную трагедию. Достаточно вспомнить аварию на Чернобыльской АЭС, как становится понятным глобальный характер последствий катастрофы.
       Среди глобальных экологических проблем, требующих совместного (коллективного) решения, следует назвать:
- парниковый эффект – нагревание атмосферы из-за ее перенасыщения углекислым газом, водяным паром и другими веществами;
- сокращение лесных массивов, особенно в тропической зоне;
- озоновые дыры – разрушение озонового слоя, являющегося естественной защитой Земли от ультрафиолетовой радиации;
- вымирание диких животных и растений и др.
       Формирование планетарной экологической стратегии и политики происходит на международных экологических форумах, в независимых международных организациях, в движениях «зеленых» и т. Д.
       Некоторые экологические проблемы, не имеющие глобального значения, требуют решения на межгосударственном уровне. К таким проблемам относятся повышение уровня воды в Каспийском море, опустынивание земель в северных районах Африки и др. Их решение требует усилий ряда государств, выработки и проведения общей экологической политики.
       Сложная экологическая ситуация сложилась в России и затрагивает интересы всей страны. Очагами экологического неблагополучия стали Урал, Кузбасс. Большая Волга, Западная Сибирь, Московская и Санкт-Петербургская агломерация и др. Решение проблем территорий экологического бедствия должно стать прерогативой федеральных органов власти. Разрабатываемая ими экологическая политика должна быть нацелена не только на решение проблем экологически неблагополучных территорий, но и обеспечение экологической безопасности жизни людей и сохранение природных ландшафтов страны. Особое внимание следует обратить на радиационное загрязнение, вызванное добычей и обогащением урана, производством оружейного плутония, испытанием атомного и водородного оружия, атомными взрывами в мирных целях, авариями на атомных станциях, захоронением радиоактивных отходов и т. Д.
       Сложная экологическая ситуация в России во многом обусловлена нерациональным природопользованием, повышенной ресурсоемкостью промышленности, отсталой агротехнологией сельскохозяйственного производства, техническим несовершенством транспорта. В структуре российской экономики не снижается роль добывающих отраслей и более того, по-прежнему, имеет экспортную направленность. Выживание за счет природы и будущих поколений людей не только экологически опасно, но и безнравственно.
       Добыча топливно-энергетических ресурсов, металлических руд, горнохимического сырья, рубка леса, лов рыбы ведутся экстенсивным способом, расточительно, с низким уровнем использования полезных компонентов. В результате скопились огромные массивы «отходов», терриконы вскрышных и вмещающих пород, нерекультивированные котлованы и карьеры, штабеля гниющей древесины и т. Д. Обезображенные природные ландшафты становятся средой жизни людей, новым «домом» подрастающего поколения. И если сейчас не принять действенных мер по улучшению окружающей среды человеческого бытия, то положение может еще более осложниться.
       Важную роль в формировании экологической ситуации играет техногенный фактор. Отсталая технология и устаревшие основные фонды, чрезмерная заводская и территориальная концентрация производства, фрагментарная экологическая инфраструктура усиливает загрязнение окружающей среды.
       Воздушный бассейн загрязняется как от стационарных, так и от передвижных источников. Несмотря на снижение производства атмосферный воздух перенасыщен вредными веществами: сероводородом, углеводородами, пылью, сероуглеродом, фтористыми соединениями, свинцом, хлором и др. Сложилась тесная взаимосвязь между производственной специализацией регионов и видами загрязняющих веществ. Так, в регионах с нефтехимическими предприятиями характерно углеводородное загрязнение, с предприятиями цветной металлургии – фтористые загрязнения, с предприятиями химической промышленности – загрязнение хлором и т. Д.
       Чрезмерные загрязнения происходят и в других сферах: поверхностных и подземных водах, почвах. Загрязнение водного бассейна сокращает резервы экологически чистой воды, загрязнение почвы – экологически чистых продуктов питания. Поэтому проблемы загрязнения непосредственно связаны с проблемами здоровья людей и должны решаться методами федеральной экологической политики.
       Собственно региональная экологическая политика должна быть направлена на улучшение экологических условий жизни людей и сохранение природных ландшафтов. Необходимо отметить, что в современных условиях повысилась роль территориальных органов власти, которые вырабатывают и реализуют собственную экологическую политику. При этом учитываются индивидуальные природные, экономические, социальные особенности каждого региона и муниципального образования.
       В то же время экологическая ситуация во многих регионах остается напряженной и сохраняет тенденцию перехода к кризисному состоянию. Например, в благополучной Пермской области на всей территории наблюдается превышение уровня предельно допустимой концентрации вредных для человека и природы веществ в почве, водном и воздушном бассейнах. Нависла угроза сохранения генофонда даже на охраняемых территориях, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Антропогенный пресс достиг пределов самовосстановления биоты, а в отдельных районах уже ведет к необратимым последствиям.
       Деградирующая среда жизнедеятельности людей оказывает прямое воздействие на демографические и валеологические процессы. В последние годы заметно возросло количество заболеваний, ухудшилось состояние здоровья подрастающего поколения, сократилась продолжительность жизни, снизилась рождаемость.
       Существующая тенденция ухудшения экологической обстановки и разрушение природной среды вызывает озабоченность населения, политических партий и общественных движений. Стало вполне очевидным, что необходимы новые подходы к разработке и реализации региональной экологической политики, опирающейся на современные принципы и обновленный механизм ее реализации.
       Структура современной экологической политики отражена на рис.19. Она включает три блока.
       Первый блок – концептуальный аналитико-прогностичсский, второй – непосредственно региональной экологической политики, третий – механизмы реализации политических решений. В совокупности он охватывает все сферы региональной экологической политики, реализуемой вместе со смежными видами региональной политики.
Рис. 19. Блок-схема разработки и реализации региональной экологической политики
(по Н.Т. Агафонову, Р.А. Исляеву)
       Стратегической целью региональной экологической политики является создание условий для формирования благоприятной среды жизнедеятельности людей и совершенствования процессов природопользования.
       Исходя из целевой установки вытекают следующие задачи региональной экологической политики:
- всю деятельность по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подчинить социально-экологическим приоритетам, способствующим сбалансированному развитию региональных систем «природа-хозяйство-население»;
- снизить ресурсо-, водо-, энергоёмкость предприятий за счёт их технологического перевооружения и территориальной организации экономики на основе конструкции энергопроизводственных циклов;
- сформировать целостную региональную экологическую инфраструктуру;
- реформировать региональную экономику, развитие и размещение производительных сил осуществлять с учётом экологического фактора, социальной ориентации и сохранения природной среды;
- снизить степень загрязнения водного и воздушного бассейнов, почвы за счёт технического перевооружения промышленных предприятий, жёсткого контроля за работой транспорта, соблюдения агрохимической технологии в сельскохозяйственном производстве;
- построить систему утилизационных предприятий, перерабатывающих промышленные и бытовые отходы;
- во всей экологической деятельности учитывать бассейновую организацию
экосистем, рекультивационную деятельность по восстановлению нарушенных ландшафтов, сохранение природного наследия (заповедников, заказников и др.);
- разработать блок взаимосвязанных экологических программ, начиная с программы охраны окружающей среды, в которой отразить специфику мероприятий по безопасности жизнедеятельности людей на разных территориальных уровнях (регион, город, село);
- разработать программы рационализации природопользования, в основу которых должен быть положен критерий сохранения целостности
биогеоценозов и благоприятной среды жизнедеятельности людей;
- организовать
геоинформационное обеспечение единой региональной системы экологического
мониторинга;
- повысить экологическую образованность и культуру управленческого аппарата и населения всех регионов.
       При разработке и реализации концептуальных основ экологической политики, экологических программ и мероприятий желательно придерживаться следующих принципов:
- Приоритетность экологических мероприятий по территориям регионов в зависимости от остроты экологических проблем.
- Сохранение целостности природных ландшафтов и биогеоценозов.
- При разработке природоохранных мероприятий учитывать континуально-дискретные свойства географической оболочки и природной среды регионов.
- Системность и комплексность формирования среды жизни людей.
- Реальность и достижимость поставленных целей и задач.
- Реальность функционирования геоэкосистем на разных территориальных уровнях.
- Оптимальность сочетания социальной, экологической и экономической эффективности хозяйственной деятельности населения, согласованность действий всех природопользователей на компромиссной основе.
- Профилактика негативных природных и техногенных явлений и их воздействии на здоровье и благополучие населения.
- Постоянный мониторинг за природными и хозяйственными процессами.
       Опираясь на систему принципов, региональные органы управления могут обосновать приоритетные направления экологической политики. При этом необходимо согласовать её стратегию и тактику с долгосрочными целями и задачами всех видов региональной политики. Особое внимание следует обратить на перспективные направления развития региональной экономики, демографии и
экистики. При разработке конкретных предложений желательно учитывать достижения научно-технического прогресса и баланс будущего регионального бюджета.
       Региональная экологическая политика может стать действенной только в том случае, когда она будет конкретно адресной и территориально ориентированной. Для этого необходимы проведение социально-экологического районирования страны и регионов и классификация выделенных таксонов (территорий) по степени сбалансированности природопользования, уровню загрязнения и пригодности природной среды для человеческого бытия. Общее представление о структуре социально-экологических районов даёт рис.20.
Рис.20. Cтруктура социально-экологического района
       В зависимости от степени сбалансированности использования природных ресурсов предстоит разработать систему действенных мер по согласованию деятельности всех природопользователей на конкретных территориях. При этом необходимо установить регламент работы и ограничения лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также отходов в водный и воздушный бассейн, почву.
       Рационализация процессов природопользования должна осуществляться с учётом всего комплекса природных условий и ресурсов, сохранения целостности природных ландшафтов и биогеоценозов. Для этого необходимо принять меры по снижению ресурсоёмкости предприятий, совершенствованию технологических процессов и созданию энергопроизводственных циклов (холдингов, финансово-промышленных компаний и т.д.). Региональная организация природопользования на основе конструкции энергопроизводственных циклов (в сочетании с ресурсными циклами) позволит сбалансировать не только весь производственный поток от добычи сырья и топлива до конечной продукции, но и более комплексно использовать весь природно-ресурсный потенциал, а также утилизировать все отходы и отбросы производства. Пространственно-временные сочетания энергопроизводственных циклов станут материально-структурной основой локальных и региональных производственных комплексов. «Прохладное» отношение к теории и практике развития комплексов в переходный период ни чем не оправдано и может иметь негативные последствия. Зарубежный опыт подсказывает, что комплексное развитие региональной экономики приносит не только экономический, но и экологический эффект.
       Классификация социально-экологических таксонов (территорий) по степени обострения экологической ситуации может быть использована для разработки и реализации конкретных профилактических мер по улучшению природной среды жизни людей, оздоровлению природных ландшафтов, предотвращению аварийных ситуаций и экологических катастроф. Состояние экологической среды становится одним из факторов развития и размещения производительных сил и обеспечения безопасности жизни населения, разработки и реализации прогнозов последствий антропогенного и техногенного воздействия на природные ландшафты.
       Действенность региональной экологической политики может быть повышена путём совершенствования социально-экономического механизма природопользования и охраны природы с учётом новых нормативов и лимитов в каждом регионе. Ужесточение коэффициентов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в природной среде должно сопровождаться штрафными санкциями за экологические нарушения. Одновременно следует расширять диапазон поощрительных мер за экологическое оздоровление территории, за внедрение на предприятиях ресурсосберегающих и малоотходных технологий, создание эколого-инфраструктурных объектов и др. Среди этих мер превалируют субсидии, кредиты (льготные, долговременные), займы под низкие проценты, снижение налогов и т.д. Важным резервом повышения действенности экологической политики является деятельность природоохранных служб субъектов РФ и муниципальных образований по совершенствованию инвестиционной обеспеченности из бюджетов всех уровней, экологических фондов и других источников финансирования.
       Среди приоритетных направлений региональной экологической политики выделяется комплекс мер по формированию эколого-инфраструктурного обустройства территории. При этом особое внимание следует обратить не только на создание системы утилизирующих, очистных, улавливающих сооружений, но и выделение особо охраняемых территорий (заповедники, заказники, национальные парки и др.). Они являются балансиром урбанизированных территорий, сохраняя и очищая окружающую среду от антропогенных воздействий, охраняя и воспроизводя геобиоценозы, флору и фауну. В состав инфраструктуры должна входить система учебных заведений, обеспечивающих высокий уровень экологического образования и воспитания населения.
       На территориях техногенной перегрузки необходимо предусмотреть комплекс мер по медико-экологической реабилитации населения. Содержащиеся в выбросах
ксенобиотики оказывают непосредственное влияние на организм человека (особенно детей), вызывая сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания, нервной системы и органов чувств, заболевания желудочно-кишечного тракта и кожи, аллергозы. Поэтому в структуре региональной экологической политики необходимо предусмотреть профилактические и лечебные мероприятия, реабилитацию на курортах и других рекреационных формированиях.
       Особо следует предусмотреть систему мер по обеспечению экологической безопасности людей. Она включает техногенную, природную, социально-экологическую безопасность. Региональная экологическая политика должна диагностировать возможность возникновения экстремальных ситуаций и предусмотреть систему мероприятий по снижению экологического риска жизнедеятельности людей. Для этого необходима организация геоинформационного обеспечения органов управления и постоянно действующего экологического мониторинга.
Контрольные вопросы
- Обоснуйте актуальность региональной экологической политики.
- В чем заключается специфика экологической политики, проводимой на разных территориальных уровнях (глобальном, межгосударственном и т.д.)?
- Чем обусловлена сложная экологическая ситуация в РФ?
- На что должна быть направлена собственно региональная экологическая политика?
- Опишите структуру современной экологической политики.
- Что является стратегической целью региональной экологической политики в России?
- Какие задачи должна решать региональная экологическая политика?
- Какими принципами необходимо руководствоваться при разработке и реализации региональной экологической политики?
- Какие направления региональной экологической политики должны стать приоритетными?
Назад
                      
Далее
Сайт управляется системой
uCoz