Часть 3. Функциональные направления региональной политики

3.4. Региональная экономическая политика

Печать

       Региональная экономическая политика является базисной, основополагающей в системе всех политических решений. От действенности и эффективности её проведения зависит уровень национального богатства всей страны и каждого региона, условия и качествo жизни населения. Экономическая политика выполняет дирижирующую роль во всей управленческой деятельности.
       Региональная экономическая политика в Российской Федерации находится в сложном положении, о чём свидетельствует современное состояние национальной и региональных экономик.
       Объём российского валового внутреннего продукта составляет всего лишь 2%, против 23% США, 12% Китая, 21% ЕС. Относительно слабая сырьевая экономика в определённой мере есть результат бессистемной экономической политики.
       Подобное состояние обусловлено историческим наследием ХХ столетия и современными ошибками переходного периода.
       Региональная экономика советского государства развивалась на основе монопольной собственности, жёсткого директивного планирования и ведомственно-отраслевого диктата. В процессе функционирования в ней проявились следующие негативные тенденции:

  1. Деформация структуры экономики регионов в сторону военно-промышленного и горно-добывающего комплексов.
  2. Гигантизм во всех сферах экономики, сопровождающийся чрезмерной заводской и территориальной концентрацией производства. Примерами могут служить гиганты Урала – Уралмашзавод, Южуралмаш, Магнитогорский металлургический комбинат, Уралвагонзавод и т.д.
  3. Застой в сельскохозяйственном производстве, господство колхозно-совхозной (по существу, государственной) собственности и как результат импорт зерна и продовольствия.
  4. Чрезмерная трудозатратность, повышенная сырьевая и энергетическая ёмкость экономики, низкое качество продукции.
  5. Отсутствие конкуренции между товаропроизводителями.
  6. Административные методы управления региональной экономикой.

       Региональная экономическая политика была сфокусирована в центре и часто проводилась без учёта местной специфики, особенностей формирования территориально-производственных комплексов. В политике превалировали такие принимаемые решения, которые несли черты стандартизации для всех регионов страны и игнорирования специфики каждой территории.
       Перестройка общества и реформирование экономики должны были исправить сложившиеся диспропорции и обновить хозяйство. К сожалению, неопределённость целей проводимых реформ, копирование западных образцов развития региональной экономики без учёта местной специфики, использование методов проб и ошибок не ликвидировали негативные тенденции прошлого. Более того, они создали дополнительные условия для углубления кризисных ситуаций. Наиболее явными признаками ухудшения экономической обстановки в регионах стали следующие:

       Для подъёма региональной экономики необходима новая экономическая политика, которая будет способна оживить саморазвитие и самоорганизацию территории. Политика должна проводиться на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. При этом нужно учесть асимметрию в экономическом развитии регионов, что требует индивидуальных управленческих воздействий. На территории страны появились регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры (табл.7). Разрыв между самым богатым (Тюменская область) и самым бедным (Республика Дагестан) регионами достиг почти 20-кратной величины, что явно вносит дисбаланс в развитие единого экономического пространства Российской Федерации.

Таблица 7.
Регионы  лидеры и аутсайдеры по валовому региональному продукту на душу населения (2000 г.)
Регионы-лидеры Регионы-аутсайдеры
1. Москва 1. Республика Алтай
2. Тюменская область* 2. Еврейская автономная область
3. Республика Саха (Якутия) 3. Чувашская Республика
4. Красноярский край* 4. Алтайский край
5. Республика Коми 5. Курганская область
6. Сахалинская область 6. Брянская область
7. Мурманская область 7. Пензенская область
8. Магаданская область 8. Республика Северная Осетия - Алания
9. Республика Татарстан 9. Республика Марий-Эл
10. Вологодская область 10. Ивановская область
11. Камчатская область 11. Карачаево-Черкесская Республика
12. Самарская область 12. Республика Адыгея
13. Хабаровский край 13. Республика Ингушетия
14. Пермская область 14. Республика Тыва
15. Санкт-Петербург 15. Республика Дагестан
* Вместе с автономными округами.

       В современных условиях наибольшие доходы стали иметь ресурсные регионы: Тюменская, Мурманская, Магаданская, Камчатская области, Республика коми и Саха (Якутия), Красноярский край. Особое внимание следует обратить на бедствующие регионы. К ним относятся республики Северного Кавказа, Марий Эл, Тыва и др. В регионах первой группы должна быть усилена политика самих территорий, для второй группы – необходимо федеральное вмешательство. Стратегической целью региональной экономической политики должна быть забота о благосостоянии населения на основе сбалансированности развития российской и региональной экономик. Главной тактической целью современного этапа является обеспечение условий для стабилизации и устойчивого развития региональных экономик, для создания прочной экономической базы жизнедеятельности людей. Сбалансированное развитие экономики должно стать «локомотивом» для достижения социальных целей.

       Для достижения стратегической и тактической целей необходимо решить ряд неотложных задач:

  1. Остановить спад производства и обнищание большей части населения страны.
  2. Создать условия для совершенствования структуры региональных экономик в сторону удовлетворения потребностей населения.
  3. Произвести диагностику и реконструкцию региональных рынков с созданием соответствующей инфраструктуры.
  4. Способствовать формированию оптимальных вертикальных и горизонтальных связей энергопроизводственных циклов и межотраслевых сочетаний.
  5. Содействовать разнообразию форм собственности и хозяйствования.
  6. Создать условия для формирования малого и среднего предпринимательства.
  7. Вывести из кризиса депрессивные территории.
  8. Способствовать созданию в каждом регионе адекватной экономике системы объектов производственной инфраструктуры.
  9. Разработать конкретные программы реформирования региональных экономик и привлечения инвесторов.

       При разработке и проведении региональной экономической политики, осуществляемой субъектами РФ, в первую очередь необходимо ориентироваться на рациональное использование внутреннего потенциала. Знания о природно-ресурсных потенциалах регионов России необходимы и федеральным органам для выбора приоритетного развития территории. Определённая информация о ресурсном потенциале регионов содержится в табл. 8.

Таблица 8.
Ресурсно-сырьевой потенциал российских регионов*
№ п/п Регион Значение ресурсного потенциала
  Россия 100
1 Кемеровская область 8,68
2 Красноярский край 8,16
3 Республика Саха (Якутия) 7,76
4 Пермская область 7,2
5 Белгородская область 5,39
6 Иркутская область 4,62
7 Свердловская область 4,28
8 Мурманская область 2,41
9 Магаданская область 2,36
10 Приморский край 2,2
11 Читинская область 2,1
12 Курская область 2,04
13 Ямало-Ненецкий автономный округ 1,93
14 Вологодская область 1,85
15 Алтайский край 1,84
16 Краснодарский край 1,76
17 Республика Бурятия 1,61
18 Тюменская область 1,32
19 Ханты-Мансийский автономный округ 1,29
20 Амурская область 1,25
21 Республика Коми 1,23
22 Хабаровский край 1,23
23 Челябинская область 1,21
24 Оренбургская область 1,2
25 Республика Тыва 1,11
26 Саратовская область 1,1
27 Республика Башкортостан 1,06
*Таблица составлена по Г.В. Марченко и О.В. Мачульской, 1998.

       При этом первые пять регионов концентрируют почти 3/4 запасов минерального топлива и свыше 1/3 всего ресурсного потенциала страны. В переходный период сырьевая ориентация регионов приносит наибольшие доходы, и в то же время необходимо развитие здесь обрабатывающих отраслей. При этом следует помнить исчерпаемости природных ресурсов и благополучии следующих поколений населения.
       В современных условиях необходимо ориентироваться на интеллектуальный потенциал, наукоёмкие и высокотехнологичные производства. Для этого федеральным органам власти следует обратить внимание на старопромышленные регионы, в которых сконцентрированы огромные материальные и трудоресурсные потенциалы. Некоторые из этих регионов стали депрессивными, поэтому крайне необходимо нахождение компромиссных решений по выводу их из застойного состояния и согласованию общенациональных и региональных интересов.
       Особое внимание нужно обратить на те регионы, в которых заложены основы территориально-производственного комплексообразования и которые способны торговать не только сырьём и топливом, но и продукцией верхних «этажей» промышленности. Усиление политических воздействий, а также дотаций и бюджетных отчислений в базовые регионы позволит сохранить единое экономическое пространство страны и сгладить неравенство между регионами.
       Экономическое неравенство было заложено в ходе исторического развития территории. Стартовый уровень регионов, входящих в рыночную экономику, был различным не только по степени использования природного потенциала и уровню эффективности функционирования региональной экономики, но и по этапам циклического развития. Некоторые регионы находятся на стадии доиндустриального развития (Республики Тыва, Калмыкия, Дагестан и т.д.); другие – на стадии индустриального развития (Свердловская, Нижегородская, Самарская, Пермская, Челябинская, Тульская области, Республики Татарстан, Башкортостан и т.д.); третьи – на стадии постиндустриального развития (Москва, Санкт-Петербург). Учёт особенностей циклического развития региональной экономики крайне необходим при разработке и проведении новой экономической политики. Вся система региональной экономической политики должна опираться на следующую совокупность принципов:

  1. Сглаживание региональных экономических диспропорций и повышение сбалансированности российского пространства.
  2. Социальная ориентация региональной экономики, в которой сочетаются рыночное регулирование с государственным управлением.
  3. Развитие региональной экономики должно происходить без нарушений экологического равновесия и ухудшения среды жизнедеятельности людей.
  4. Сбалансированное развитие всех хозяйственных объектов в структуре территориально-производственных сочетаний.
  5. Оптимизация производственной специализации региональной экономики, функционирующей в системе единого экономического пространства страны и выступающей звеном в территориальном разделении труда.
  6. Согласованность интересов центра и регионов, городской и сельской местности, региональных властей, местного самоуправления и субъектов хозяйствования.
  7. Инвестиционная привлекательность территории, сочетающая региональный маркетинг и государственную поддержку.

       На федеральном уровне особое внимание следует обратить на депрессивные и экономически отсталые территории. С этой целью необходима разработка концепций сбалансированного развития российского экономического пространства и целевых комплексных программ социально-экономического развития конкретных регионов, межрегиональных и межмуниципальных сочетаний.
       Антидепрессионная политика федерального центра должна стать приоритетной управленческих решений. Для её разработки и реализации имеются все условия у вновь созданного министерства регионального развития. Особенно эффективна антидепрессионная политика, проводимая на совместном федерально-региональном уровне. Поддержка этих регионов должна сопровождаться структурной перестройкой их экономики и повышением уровня жизни населения.
       Экономическая политика, проводимая региональными и муниципальными властями, должна быть ориентирована на создание благоприятной среды жизнедеятельности людей, преобразование структуры хозяйства с учётом удовлетворения потребностей населения. Во всех регионах желательно создать условия для опережающего развития предприятий, производящих качественные товары народного потребления и продукцию из местного сырья, формирования малого и среднего предпринимательства, функционирования региональной экономики смешанного типа.
       Особое внимание следует обратить на территориальные особенности проведения земельной реформы и решение вопросов собственности на землю. Необходимо создать все условия для возрождения у крестьян чувства хозяина на земле, восстановления всех функций сельской местности, интенсификации сельскохозяйственного производства.
       Очень важным ориентиром региональной экономической политики становится обеспечение активной воспроизводственной структуры региональной экономики. Схема сбалансированности регионального воспроизводства отражена на рис.18. Схема включает три блока сбалансированности: воспроизводственного процесса, функциональной структуры и ресурсов.


Рис. 18. Схема сбалансированности региональной экономики (по А.К. Осипову)

       Сбалансированность воспроизводственного процесса (по А.К. Осипову, 1996) устанавливается в результате взаимодействия непосредственных участников регионального воспроизводства (населения, предприятий и организаций, хозяйственных ассоциаций, частных предпринимателей) и органов управления (федеральных, региональных и местных), регулирующих порядок этого взаимодействия или определяющих его параметры (Цены, кредиты, налоги и т.д.). Сбалансированность каждого воспроизводственного цикла поддерживается путём установления необходимых пропорций.
       Структурно-функциональная сбалансированность поддерживает равновесие в системе «экономика-природа-человек», что усиливает целостность региональных производительных сил, пропорциональность развития всех их функциональных элементов.
       Ресурсная сбалансированность определяет потенциальные возможности экономики региона, производственную и территориальную его структуру, перспективы развития. На базе ресурсного потенциала формируются региональные производственные комплексы. При этом нужно поддерживать такие их черты, как комплексирование, сбалансирование структурных образований, производственную специализацию, эффективность и перспективность функционирования.
       Комплексное развитие регионов отвечает требованиям рыночной экономики и сохранению единого экономического пространства страны. Оно позволяет усилить целостность и гармоничность региональной экономики, рационально использовать природные ресурсы, создать экономически благоприятную среду жизни людей. Структурными образованиями региональной экономики всё более явно проявляются энергопроизводственные циклы, представляющие собой взаимосвязанные цепочки производств от добычи сырья и топлива вплоть до получения конкурентоспособной продукции.
       Использование конструкции энергопроизводственных циклов в региональной экономической политике позволяет ввести оригинальный механизм косвенного регулирования воспроизводственных процессов. В структуру циклов можно «удачно вписать» холдинги, территориальные союзы товаропроизводителей, промышленные ассоциации и т.д.
       В региональной экономической политике особое внимание следует уделить малому и среднему предпринимательству, которое чаще всего ориентируется на местный потребительский рынок. К тому же малый бизнес позволяет повысить сбалансированность социально ориентированной полиструктурной экономики.
       В региональной экономической политике особое место занимает обеспечение функционирования объектов производственной и рыночной инфраструктуры. При этом необходимо обеспечить сбалансированное развитие региональной экономики и инфраструктурных объектов. А также соблюсти пропорции в развитии отдельных видов инфраструктурных объектов и их территориальных сочетаний.
       Региональную экономическую политику очень важно ориентировать на создание условий рационального размещения и территориальной организации производительных сил. Региональный и муниципальные органы управления должны способствовать формированию инвестиционного климата своей местности и выполнять функции «хозяина» территории. При отборе предприятий, размещённых на территории своего региона, они должны опираться на следующие принципы:

  1. Отдавать предпочтение тем инвесторам и «агентам» производства (предпринимателям), предлагающим объекты, которые «вписываются» в структуру хозяйства экономики, «работают» на территориальные общности людей (создание рабочих мест, снятие социальной напряжённости, пополнение местного бюджета и др.).
  2. При размещении новых и реконструкции действующих предприятий необходимо учитывать степень загрязнения окружающей среды, отдавая предпочтение экологически чистым предприятиям или способствующим улучшению экологической обстановки.
  3. Учитывать социальную, экономическую и экологическую эффективность функционирования новых предприятий в современных условиях и в будущем.
  4. Привлекать предприятия разных объёмов производства и форм собственности с учётом создания технополисов, «полюсов» роста, коридоров коммуникаций и зон свободного предпринимательства.

       Региональная экономическая политика в области территориальной организации производства должна всегда учитывать особенности формирования социально-экономических округов, промышленных узлов и муниципальных образований. При этом очень важно обеспечить региональную сбалансированность всех территориально-экономических формирований и соединить их устойчивой транспортной сетью. В каждом регионе должен быть создан территориальный экономический каркас во главе с городами перспективного роста.

Контрольные вопросы

  1. Какова роль региональной экономической политики в системе всех политических решений?
  2. Обозначьте основные экономические проблемы в регионах?
  3. В чем заключаются цели региональной экономической политики?
  4. Какие задачи должна решать региональная экономическая политика?
  5. Какие принципы должны быть положены в основу региональной экономической политики?
  6. В чем заключаются особенности региональной экономической политики, проводимой на разных территориальных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном)?
  7. По каким направлениям необходимо проводить мероприятия региональной экономической политики?


Назад                        Далее

Сайт управляется системой uCoz