Часть 1. Теоретико-методологические основы региональной политики
1.4. Структура и функции новой региональной политики
       При разработке и реализации региональной политики необходимо знать современные параметры регионального развития, приоритетные отрасли и территориальные полюса роста. Миссия регионов проявляется в двух направлениях:
       Учитывая современную специфику регионального развития, формируется структура региональной политики. В наиболее общем виде выделяются три структурных компонента политики:
Рис. 4. Структура региональной политики (по Н.М. Ратнер и др.)
       В этой схеме особого внимания заслуживает методологический блок, включающий методы анализа, диагностики и прогнозирования развития регионов. Неотъемлемым компонентом региональной политики является теоретическая база, объясняющая особенности и закономерности регионального развития и регионального управления. На основе методологии задаются стратегические цели региональной политики и определяются её инструменты (субвенции, кредиты, государственные заказы, налоговые льготы и др.).
       Данная структурная модель носит обобщённый характер и приложима к любому региону. В то же время она ориентирует деятельность управленческих структур на постановку научно аргументированных конструктивных целей и их достижение с использованием современных инструментов регулирования в рамках нормативно-правовых актов.
       Внутреннее содержание региональной политики можно представить в виде следующих структурно-функциональных блоков:
Рис. 5. Структурно-функциональные блоки региональной политики
       Территориально-функциональный блок имеет географическую основу, поэтому раскроем его содержание более подробно. В этом блоке выделяются шесть территориальных уровней: три основных (федеральный, региональный и муниципальный), имеющих органы управления и способных проводить самостоятельную политику; три дополнительных (наднациональный, межрегиональный и межмуниципальный), возникающих в процессе:
       Рассмотрим особенности и функции региональной политики, осуществляемой на основных территориальных уровнях. На каждом из них формируются специфические направления и характерные функции реализации политических решений.
       Данные направления могут помочь сориентировать федеральную региональную политику на решение наиболее приоритетных и стратегически важных для регионов и страны задач. Основными мерами государственного воздействия центра на региональное развитие являются финансовые, экономические и правовые методы. На первый план среди них выдвигаются следующие:
       Государственное воздействие на ход регионального развития, помимо названных методов, имеет и другие формы, начиная от конституциональных построений и заканчивая разработкой конкретных программ. Федеральные власти могут принимать прямое участие в определении перспективных направлений функционирования регионов в структуре единого социально-экономического пространства РФ. Они также могут координировать региональное развитие с помощью косвенных методов, включающих законодательные акты, налоги, лицензии, субвенции и т.д.
       Иной характер носит собственно региональная политика – политика самих регионов. Она представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению достойной жизни каждого человека на подведомственной территории и устойчивого развития экономики с учётом экологического императива.
       В переходный период развития и территориальной организации общества региональную политику желательно сконцентрировать по следующим направлениям:
       Эти и другие направления могут составить основу региональной политики, проводимой региональными органами управления.
       Региональная политика на муниципальном уровне, в первую очередь, должна быть направлена на формирование территориальных общностей людей, благоприятной среды для проживания населения и функционирования хозяйственных объектов. Среди приоритетных направлений политического воздействия муниципальных органов на территориальное развитие можно выделить следующие:
       Новая региональная политика, реализуемая на разных территориальных уровнях, должна опираться на систему принципов, которыми обязаны руководствоваться федеральные, региональные и муниципальные органы управления. В структуре принципов региональной политики наиболее важными являются следующие:
       Региональная политика секторно-функционального блока считается сложным внутренним строением. По функциональной направленности и характеру воздействия на конкретные региональные компоненты она может быть социальной, демографической, экистической, национально-этнической, экономической, экологической, инновационной, инвестиционной и т.д. (рис.5). В свою очередь каждая из них может носить более частный характер. Так, в составе социальной политики выделяются: политика в области семьи, образования, здравоохранения, поддержки малообеспеченного населения, занятости людей и т.д.; в составе экономической политики – промышленная, аграрная, транспортная и т.д. Все частные виды политики преследуют индивидуальные цели и могут быть эффективными лишь в составе интегральной региональной политики.
       Действенность региональной политики во многом зависит от механизма её реализации. Он, к сожалению, пока ещё не отработан и намечаются лишь отдельные его контуры (рис.5). Структура функционально-реализационного блока региональной политики может включать следующие документы и действия:
       Для того, чтобы этот механизм был действенным необходимо бесперебойное его обеспечение (правовое, информационное, научное, финансовое и т.д.).
       В составе функционально-типологического блока, выделяются типы региональной политики, каждый из которых конкретно воздействует на территориальное развитие.
       О.В. Грицай, Г.В. Иоффе, А.И. Трейвиш выделяют четыре типа региональной политики2.
       Региональная политика, осуществляемая федеральными, региональными и местными властями представляет собой определённую политическую доктрину, которая находится в русле долгосрочной стратегии и одновременно характеризуется внутренними противоречиями, несогласиями. Последние должны разрешаться на компромиссной основе без революционных потрясений. В то же время сама региональная политика может стать активным инструментом, который поможет согласовать интересы федерального центра и регионов, центра и периферии.
       Между центром и регионами исторически сложились неравноправные отношения. Центр традиционно подавлял инициативу регионов и часто рассматривал их в качестве полигонов размещения производительных сил. Регионы при внешней пассивности обычно не оставались безучастными наблюдателями и путём отдельных предложений конкретным министерствам пытались организовать сбалансированную экономику. Наиболее результативно это удавалось при наличии тех или иных природных предпосылок (полезных ископаемых, топливно-энергетических, водных, лесных, земельных или иных ресурсов), удобства географического положения. В результате появлялись хозяйственные объекты, работающие на местном сырье, а выпускающие продукцию не направленную на внутренние потребности и даже не «вписывающуюся» в хозяйственный комплекс региона. Интересы населения учитывались в минимальной степени.
       Регионы зависели от центра по линии народнохозяйственного планирования, материально-технического снабжения, финансового обеспечения, партийной дисциплины. Положение стало меняться в связи с суверенизацией субъектов Федерации, когда регионы стали обладать правами и возможностями саморазвития, самоорганизации, самофинансирования, самоуправления. При этом, к сожалению, не был создан научно обоснованный механизм балансирования и сочетания интересов центра и регионов. В последнее время «маятник» противоречий качнулся в другую сторону – в сторону сепаратизма. Интересы и устремления регионов стали недоучитывать требования целостного государства и появились тенденции принятия законов, противоречащих законам страны, создания собственной государственности.
       Разрешение противоречий и согласование интересов центра и регионов становится важной функцией региональной политики, проводимой на федеральном, собственно региональном и местном уровнях.
____________________
1 Ратнер Н.М. и др. Развитие региона: методологический подход. Екатеринбург, 1995.
2 Грицай О.В., Иоффе Г.В., Трейвиш А.И. Центр и периферия в региональном развитии. М.,1991.
Контрольные вопросы