Часть 1. Теоретико-методологические основы региональной политики
1.2. Регион в современной России
Рис. 1. Концептуальная модель социально-экономического региона
       На рис.1 представлена
концептуальная модель социально-экономического региона.
В центре модели размещается территориальная общность людей. Которая формирует цель перспективного развития и средства для её достижения.
В первом круге находятся функциональные блоки, выполняющие внешние и внутренние функции регионов. Они определяют «лицо» регионов и их
«поведение» в социально-экономическом пространстве страны и мира. Базисом регионального развития является экономический блок, который
обеспечивает потребности людей, процессы территориального воспроизводства, самодостаточность и экономическую безопасность регионов.
       Жизнедеятельность людей и региональная политика формируется на определённой территории, имеющей природно-
ресурсный потенциал. Его использование протекает по линии функционирования добывающих отраслей, воздействие естественных условий на жизнь
населения, создания благоприятной окружающей природной среды человеческого бытия. Традиционные взаимодействия этих трёх блоков являются
«локомотивом» регионального развития, а взаимные воздействия приводят к образованию фоновых и индивидуальных демографической, экономической
и экологической ситуаций.
       ТОЛ способны к активному функционированию при наличии трёх блоков – социального,
духовного и рекреационного. В этих блоках протекает соответственно межличностное общение, духовное обогащение, отдых и восстановление
здоровья людей. Эти блоки являются следствием жизнедеятельности ТОЛ, внутренне адаптированы ко всем структурным блокам, обеспечивая
разнообразные ролевые функции населения.
       Региональное развитие во многом зависит от уровня инфраструктурного
обустройства, степени разнообразия услуг, рациональности размещения и доступности сервисных объектов. В составе социально-экономических регионов
гипотетически должны присутствовать производственная, социально-бытовая, социально-культурная, рыночная, экологическая, духовная,
рекреационная инфраструктура. В конкретных же регионах наблюдается отсутствие или недостаточно полное развитие инфраструктурных объектов.
Это зависит от ряда факторов: исторического (рыночная инфраструктура), политического (духовная и рекреационная инфраструктура), экономического
(социальная, экономическая инфраструктура) и др. Развитие регионов в советский период было не совместимо с рыночной экономикой и вполне
естественно, что отсутствовала рыночная инфраструктура. Ориентация на экономические цели и приоритеты привела к «угнетению» объектов
социальной и экологической инфраструктуры, финансированных по остаточному принципу. Социалистическая политика игнорировала и даже вела к
закрытию конфессиональных объектов, способствовала концентрации рекреационной и туристической инфраструктуры в южных регионах страны.
       Повышение статуса регионов – субъектов РФ и перенос процессов реформирования из центров на территории
сопровождается укреплением и совершенствованием регионального управления и местного самоуправления. Возрастание роли управленческого блока
во многом обеспечивается формированием современной институциональной инфраструктуры, геоинформационного обеспечения и мониторингового
наблюдения.
       В концептуальной модели присутствует ещё один блок военной инфраструктуры, который обеспечивает
безопасность региональной жизнедеятельности населения. В реальной действительности некоторые регионы такого блока не имеют или же он
находится в «затенённом» состоянии. Это объясняется тем, что регионы входят в состав военных округов со своей системой и территориальной
организации военной инфраструктуры и обеспечивающих безопасность на всей территории.
       Все эти блоки, подчиняясь общей цели развития – рост благосостояния
населения и всестороннее развитие личности, функционируют как единый целостный организм. Между блоками нет резких непроходимых граней и
все они, являясь объектом региональной политики, развиваются в тесном диалектическом единстве.
       В качестве основных комплексообразующих отношений, объединяющих
функциональные блоки в целостные территориально-общественные системы, выделяются следующие:
        Концептуальная модель является типичной для социально-экономических регионов всех иерархических уровней. На территории Российской Федерации сложилась многоуровневая иерархическая структура. Для более полного её восприятия мы отразим её в трёх аспектах:
Рис. 2. Иерархическая структура российских регионов
       Иерархическая структура административно-территориального устройства
представлена следующими пространственными уровнями: федеральные округа – регионы – субъекты РФ – муниципальные образования. Реформирование
муниципальных образований предполагает два уровня: первый создаётся вместо сельских советов, второй – вместо низовых административных районов.
Между регионами (республиками, областями, краями) и муниципальными образованиями во многих субъектах формируется промежуточный таксон –
региональный (муниципальный) округ (например, в Свердловской области). Он создаётся на базе социально-экономического микрорайона и имеет
собственный орган управления.
       Иерархическая структура социально-экономического районирования
(макро – мезо – микро – топо – нанорайоны) является научно обоснованной базой для проведения границ регионов соответствующих уровней.
       Как видно из рис.2 каждому иерархическому уровню регионов соответствует свой
территориальный уровень управления. Такая структуризация позволяет более эффективно осуществлять
региональную политику, которая координируется не только по «вертикали», но и по «горизонтали».
       Представленная территориальная структура российского общества носит схематический характер.
В реальной действительности встречаются заметные отклонения от этой модели, обусловленные пространственными параметрами страны,
этническим составом и особенностями расселения населения, спецификой территориальной организации экономики, природопользования,
инфраструктуры, особенностями географического разделения труда и формирования федерального и регионального рынков, структурой
межрегиональных и внешнеэкономических связей и отношений и т.д.
       Основным звеном в территориальной организации населения и производства страны являются
мезорайоны – регионы-субъекты РФ. Именно они взяли на себя всю тяжесть реформирования экономики,
социальной защищённости населения, сохранения национальной культуры, формирования нового географического разделения труда в рыночных условиях.
       В составе РФ функционируют 89 регионов, объединённых в 7 федеральных округов (рис.3).
Рис. 3. Административно-территориальное устройство России
       Все регионы являются равноправными субъектами страны. Среди регионов 21 республика, одна
автономная область, 49 областей, 6 краёв,10 автономных округов и 2 города – Москва и Санкт-Петербург.
       Все субъекты РФ можно разделить на три основные категории.
       Российские регионы отличаются между собой по многим параметрам. Амплитуда колебаний по площади
достигает 408 раз (Саха-Якутия и Адыгея), по численности населения 27 раз (Московская и Магаданская области), по объёму промышленной
продукции в 38 раз (Татарстан и Алтай) и т.д.
       Между регионами возникла социально-экономическая асимметрия. Наряду с
регионами - донорами появились регионы - реципиенты. Для сглаживания асимметрии и создания условий для саморазвития в России начался
процесс объединения субъектов, размещённых на контактной территории. Например произошло объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого
автономного округа, начался объединительный процесс между Красноярским краем, Эвенкийским и Таймырским автономными округами и др.
       Для повышения эффективности регионального развития необходимы и другие политические, экономические и
социальные решения. Появилась острая потребность разработки и реализации новой региональной политики, направленной на достижение долго-
и краткосрочных целей, решения конкретных демографических, экономических, социальных, экологических и других задач.
       Основные причины появления негативных процессов и явлений заключаются в
сохранении социалистической федеральной политики по отношению к национально-территориальным и административно- территориальным образованиям,
отсутствие стратегии социально-экономического развития страны и её регионов, непродуманности реформирования экономики и появлении
отрицательных социальных последствий.
       Саморазвитие регионов начиналось в неравных условиях, что сказывается на характере жизнедеятельности
людей и возможностях перспективного регионального развития. К тому же, отсутствие регулирующих воздействий на внутренний и региональные
рынки приводит к банкротству и закрытию производств, выпускающих чрезмерно дорогие (или удорожающие в силу транспортных расходов), или
неконкурентоспособные товары. Становится очевидным, что без специальных федеративных субсидий, льготных налогов и другой
поддержки многие регионы Севера и Сибири будут деградировать, что чревато не только экономическими, но и
демографическими, миграционными, социальными и политическими последствиями.
       Самоорганизация и саморазвитие регионов в структуре единого экономического пространства России должны
осуществляться на основе действенной региональной политики, проводимой в центре и на местах. Для повышения её эффективности и сохранения
последовательности регулирующих воздействий необходимы соответствующие нормативно-правовые основы, профессиональные управленческие кадры,
сглаживание противоречий между федеральными и региональными структурами, законодательными и исполнительными органами. Федеральным и
региональным властям нужно осознать изменившуюся социально-экономическую сущность регионов, чётко представлять территориальные процессы
общественного воспроизводства и самоорганизации, учитывать индивидуальность и уникальность евразийского пространства России. Поэтому
желательно критически воспринимать зарубежные программы реформирования и если их использовать, то трансформировать к условиям структурной
перестройки региональной экономики, уровня и образа жизни, а также менталитета населения.
       В современных условиях региональная политика должна носить социально
ориентированный характер и ориентироваться на решение первоочередных задач: повышение уровня жизни каждого человека, создание
благоприятной среды жизнедеятельности людей и формирования среднего класса, социальная защищённость малообеспеченного населения, обеспечение
занятости, развитие рыночных отношений и др. Во многих регионах эти задачи часто подменяются производственными, финансовыми, политическими
и другими тактическими задачами. В результате в регионах сохраняются диспропорции между производственной и непроизводственной сферами,
добывающими и обрабатывающими отраслями экономики.
       Самой беззащитной по-прежнему остаётся социальная сфера, что ведёт к
деградации социально-культурной и социально-бытовой инфраструктуры, духовному обнищанию людей, росту безработицы, повышению социальной
напряжённости.
       Обращая особое внимание на социальную сферу, не следует забывать, что базисом регионального развития
является экономика, производительные силы. Их гармония с производственными отношениями становится важным условием развития социальной сферы,
появлением взаимной заинтересованности всех субъектов регионов в результатах своей хозяйственной деятельности, эквивалентного обмена между
регионами.
       Оживление хозяйственной деятельности в регионах непосредственно связано с формированием рынков и
предпринимательской среды, становлением среднего предпринимателя, быстро реагирующего на потребительский спрос и конъюнктуру рынка.
       Развитие регионов во многом сдерживается консерватизмом традиционной
производственной структуры, ориентированной на сырьевые ресурсы и экспортные поставки. Сдерживающим моментом функционирования
регионов является также непродуманная конверсия предприятий военно-промышленного комплекса.
       Структурная перестройка, становление среднего класса должны поддерживаться на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях. В ближайшее время желательно ввести льготные налоговые тарифы и кредиты тем предпринимателям,
которые пытаются произвести конкурентоспособную продукцию, ориентированную не на последующий передел, а непосредственно на человека.
Данная политика должна распространяться на все промышленные, сельскохозяйственные инфраструктурные сектора экономики.
       При проведении региональной политики следует руководствоваться экологическим
императивом. Сохранение экологического равновесия и формирование комфортной среды жизни людей является одним из главных приоритетов
развития регионов.
       Важным условием оживления региональной экономики являются хорошо отлаженные
внутренние и межрегиональные связи и пропорции. Для этого необходима организация «вертикальных» и «горизонтальных» производственно-
экономических связей. Технико-экономической основой создания структурно-производственного каркаса может служить конструкция
энергопроизводственных циклов. В состав циклов входят целостные «цепочки» производств, начиная от предприятий
добывающих отраслей и заканчивая предприятиями обрабатывающей промышленности, выпускающими готовую продукцию. Все взаимосвязанные предприятия
обычно сбалансированы по объёмам и срокам поставок товаров (сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.д.). В структуре циклов могут
эффективно функционировать предприятия разных форм собственности и хозяйствования, работающие в одном ритме и режиме. В конкретных регионах
энергопроизводственные циклы могут быть представлены в виде холдингов и корпораций, финансово-промышленных групп и др. Имея в своём составе
коммерческие банки и учитывая рыночную конъюнктуру, энергопроизводственные циклы могут объединять предприятия разных мощностей и
функциональных профилей на основе партнёрства, контрактов, кооперирования и комбинирования.
       В современных условиях необходимо реформирование территориальных управленческих структур, которые
будут адекватными региональным социально-экономическим системам. Опыт регионального развития РФ подтвердил неэффективность раздельного
использования административных и рыночных методов регулирования и управления. Рыночные и административно-хозяйственные структуры управления
объективно обладают равными правами на существование. Практика подтверждает, что они взаимообусловлены и взаимодополняют друг друга. В то
же время они изначально противоречивы, так как выдвигают и реализуют собственные индивидуальные цели и функции. Для эффективного социально-
экономического развития регионов необходимы постоянное равновесие, определённые соотношения и пропорции между этими двумя управленческими
структурами общественного функционирования. Поддержание определённых пропорций должно быть ведущей канвой всей региональной политики.
Функционирование и развитие регионов в современной России протекает в сложных условиях переходного периода с преодолением множества
объективных и субъективных проблем. Для более успешного их разрешения необходима долгосрочная стратегия развития страны и её регионов,
которая будет ориентировать региональную политику.
Контрольные вопросы