Часть 3. Функциональные направления региональной политики

3.2. Демографическая и экистическая политика

Печать


       В структуре региональной политики особое место занимает демографическая и экистическая политика. Это связано с тем, что она непосредственно нацелена на улучшение условий, повышение уровня и качества жизни человека, семьи, территориальных общностей людей. Демографическая и экистическая политика в России осуществляется на всех трёх территориальных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Актуальность её проведения объясняется ухудшением демографической ситуации в стране и почти во всех её регионах.
       Демографическая ситуация отражает половозрастную структуру населения, его естественное и механическое движение. Она характеризует весь процесс воспроизводства людей (рис.16). В российских регионах появилась тенденция к усугублению демографического кризиса. Начиная с 1986 г. началось снижение рождаемости населения. Если в 1986 г. рождаемость составляла 17,2 ‰, то в 1992 г. она равнялась 10,7 ‰, а в 2002 г. – 9,8‰.


Рис. 16. Структурные компоненты демографической обстановки


       На фоне снижения рождаемости резко обозначилась тенденция к росту уровня смертности. Если в 1986 г. смертность составляла 10,4 ‰, то в 1992 г. – 12,2 ‰, а в 2002 г. – 16,3 ‰. Начиная с 1992 г. число родившихся в России стало меньше числа умерших. Если в 1986 г. среднегодовые темпы прироста составляли плюс 6,8 ‰, то в 1992 г. – уже минус 1,5 ‰, а в 2002 г. – минус 6,5 ‰.
       Общее представление об изменении численности населения России по данным послевоенных переписей даёт табл.4.
Таблица 4.
Численность населения России
Годы Всё население, тыс. человек В том числе В процентах к предыдущей переписи населения
городское сельское всё население городское сельское
1959 (на 15 января) 117239,6 61142,6 56097      
1970 (на 15 января) 129941,2 80631,4 49309,8 111 132 88
1979 (на 17 января) 137409,9 94942,3 42467,6 106 118 86
1989 (на 12 января) 147021,9 107959 39062,9 107 114 92
2002 (на 9 октября) 145181,9 106470,2 38711,7 99 99 99

       Как видно из табл. 4, численность населения РФ росла с 1959 по 1989 гг. В период с 1989 по 2002 г. произошло сокращение численности населения на 1840 тыс. чел. – на 1,3%. При этом, если в 1960-70х гг. был заметный рост городского населения за счёт сельского, то в последние годы наблюдается сокращение численности и городского и сельского населения.
       На общую численность населения влияет не только естественное, но и механическое движение – миграционные процессы. В период с 1992 по 2002 гг. миграция стала единственным источником восполнения потерь в численности населения России. Но она не компенсирует естественную убыль населения (табл.5).
Таблица 5.
Факторы изменения численности населения РФ.
  Общее снижение численности населения за 1989-2002 гг. Естественная убыль В том числе Миграционный прирост В том числе
родилось умерло прибыло выбыло
Всё население (тыс.человек) -1840 -7399,8 20540 27939,8 5559,8 10975,5 5415,7

       Как видно из табл.5, компенсации составляет лишь около 75%. На территорию России въехало около 11 млн. человек. Основная часть иммигрантов – это выходцы из ближнего зарубежья русской национальности. Достаточно много иммигрантов из Китая, Кореи, Вьетнама. В 2005 г. на территории России находилось более 500 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства.
       Одновременно из страны выбыло около 5,4 млн. человек. Основу эмиграции составили немцы, евреи, русские, а также жители смежных государств СНГ. Превалирующую массу эмигрантов «дали» Москва, Санкт-Петербург, субъекты РФ Северо-Западного, Центрального и Приволжского федеральных округов. Среди эмигрантов высокий удельный вес (до 25%) лиц с высшим образованием, что свидетельствует об утечке умов.
       Главными причинами эмиграции являются безработица или её реальная угроза, снижение жизненного уровня, нестабильная социально-экономическая обстановка во многих регионах страны.
       Заметно возросла внутрироссийская миграция. Причём традиционные регионы оттока населения (субъекты РФ Уральского, Центрального, Приволжского федеральных округов) стали существенно восполнять численность населения за счёт миграции. Во внутренних миграциях наметились оси перемещения населения с севера на юг и с востока – на запад. Главными регионами приёма мигрантов являются регионы Центрального и Южного федеральных округов.
       Зоной сплошного оттока стали регионы Восточной Сибири, Дальнего Востока, европейского Севера. Так, численность населения на Чукотке сократилась в 3 раза, в Магаданской области – в 2,5 раза, в Корякском, Таймырском, Эвенкийском автономных округах – более чем на 30%.
       Современные процессы естественного и механического движения населения оказали непосредственное влияние на продолжительность жизни людей (табл.6).
Таблица 6.
Ожидаемая продолжительность жизни населения России, лет
Годы Всё население Мужчины Женщины
1989 69,4 64,2 74,6
1997 66,9 60,9 72,9
2002 65,2 58,5 72

       Как видно из табл. 6, ожидаемая продолжительность жизни населения России заметно снижается. Если в 1989 г. она равнялась почти 70 годам, то в 2002 г. сократилась до 65,2 лет, в том числе мужчин с 64,2 до 58,5, женщин с 74,6 до 72,0 лет. Особую тревогу вызывает малая ожидаемая продолжительность жизни мужчин, не достигшая даже пенсионного возраста.
       Россия вступила в своеобразный тип воспроизводства населения, характеризующийся малой продолжительностью жизни, сверхнизкой рождаемостью, сверхвысокой смертностью и повышенной подвижностью людей.
       Во многих регионах РФ наблюдается снижение коэффициентов семейности и брачности, увеличение числа разводов. Среднероссийский коэффициент семейности составляет 2,85, что ниже простого режима воспроизводства населения. На 10 браков приходится 6-7 разводов.
       В Российской Федерации и её регионах всё более обостряются экистические проблемы, проблемы городского и сельского расселения. В городах России проживает около 73,3% всего населения. В крупных и крупнейших городах живёт свыше 62% всех горожан. Социальные и экологические проблемы этих городов «накладываются» на экономические, демографические и инфраструктурные ситуации, что вызывает необходимость комплексного подхода к прогнозированию, программированию и проектированию городской среды жизни людей. В первую очередь назрела задача улучшения условий и повышения качества жизни горожан, обеспечения правовой, экономической и экологической безопасности населения. Особенно следует усилить позитивные стороны территориальной концентрации сферы услуг, прогрессивных отраслей хозяйства, учреждений науки, культуры, искусства.
       Требуют решения и задачи совершенствования систем городского расселения в виде групповых форм поселений, городских агломераций, урбанизированных зон, мегаполисов, конурбаций и т.д. При этом необходимо обращать внимание не только на центры агломераций, но и на всю систему городов-спутников. В этих спутниках, также как и в отдельно размещённых малых и средних городах, необходимо расширение малого и среднего бизнеса, улучшение инфраструктурного обустройства, формирование территориальных общностей людей и др.
       В сельской местности России проживает 26,7% всего населения. В каждом регионе формируются территориальные системы сельского расселения, образующие мозаичную общероссийскую систему сельского расселения. История развития российского села отличается драматизмом, связанным с сильными его потрясениями: принудительная коллективизация, сселение «неперспективных» деревень, фермеризация и т.д. В результате произошли заметные деформации структуры территориальных общностей людей поселенного, межпоселенного и регионального уровней.
       В 2002 г. в России насчитывалось 155 тыс. сельских населённых пунктов. Около 8% из них не имеют населения, в 22% проживает менее 10 человек. Особенно много заброшенных деревень наблюдается в регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов.
       Демографическая и расселенческая проблемы непосредственно переходят в проблему трудовых ресурсов. В период реформирования России проблема дефицита трудовых ресурсов трансформировалась в проблему занятости населения. На начало 1995 г. уровень безработицы в стране превышал 2%, в 2003 г. он составлял 1,12%. Этот коэффициент отражает лишь официально зарегистрированных безработных. Общее же число незанятых в России в 2003 году достигало почти 6 млн. человек.
       Проблема занятости заметно дифференцирована в половозрастной и профессиональной структуре населения, а также в территориальном разрезе. Безработица в первую очередь коснулась лиц с высшим и средним специальным образованием предпенсионного возраста. Заметны различия в уровне занятости по регионам страны. Наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в Архангельской, Мурманской, Ивановской, Тамбовской областях, Республиках Карелия, Калмыкия и особенно Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия-Алания и др.
       Обострение многих проблем, связанных с жизнедеятельностью людей, актуализировало федеральную, региональную и муниципальную демографическую и экистическую политику. Стратегической целью демографической и экистической политики является создание условий для расширенного воспроизводства населения и совершенствования общероссийской, региональных и локальных систем расселения. В современный период необходимо увеличить продолжительность предстоящей жизни, снизить смертность и повысить рождаемость людей.
       Основные задачи демографической и экистической политики, вытекающие из поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

  1. Укрепление и поддержка семьи как основной ячейки цивилизованного общества.
  2. Создание материальных условий для молодых семей по приобретению квартиры или дома.
  3. Стимулирование роста деторождаемости и обеспечение всех нуждающихся в детских садах и дошкольном образовании.
  4. Повышение заботы о сохранении и укреплении физического и морального здоровья людей, сокращение негативных социальных явлений (проституции, наркомании, алкоголизма).
  5. Развитие и оптимизация размещения объектов здравоохранения, дошкольного образования и воспитания культуры и спорта.
  6. Повышение пенсий и социальной защиты пожилым людям.
  7. Трансформирование городских и сельских поселений в социально-экологическую среду жизни людей.
  8. Предоставление возможностей селиться и жить в тех регионах, населённых пунктах, домах и квартирах, которые удовлетворяют потребностям конкретного человека.
  9. Создание условий для формирования территориальных систем городского и сельского расселения населения, укрепления социальных общностей поселенного, межпоселенного и регионального уровней.
  10. Разработка комплекса программ демографического и расселенческого характера.

       Разработка и проведение демографической и экистической политики должны опираться на систему принципов. Среди них:

  1. Основные принципы:
  2. Вспомогательные принципы:
  3. Принципы, обеспечивающие реализацию основных и вспомогательных принципов:

       В современных условиях наиболее приоритетными сферами демографической и экистической политики являются «планирование» семьи, повышение уровня, качества и продолжительности жизни населения, снижение смертности, упорядочение миграционных процессов, совершенствование расселения и др. Важным инструментом регулирования демографической обстановки может и должен служить институт семьи. Для его сохранения и упрочения необходимо обеспечение каждой семьи достаточно комфортабельными жильём и бытовыми услугами, постоянным доходом, социальной защитой детей, безопасности жизни и уверенности в завтрашнем дне. Принимая меры по поддержке семьи, нужно учитывать процессы расслоения населения по уровню благосостояния. В стране и её регионах появились семьи сверхбогатые, богатые, средние, бедные и даже нищие. Поэтому поддержка семьи должна быть дифференцированной, адресной и конкретной.
       В последние годы появились понятия «минимальная зарплата», «минимальная пенсия», которые не отражают реалии жизни, так как не обеспечивают прожиточный минимум. Поэтому в структуре демографической политики необходимо предусмотреть повышение уровня минимальной заработной платы, стипендий и пенсий. Естественно, что принятие этих мер должно быть согласовано с региональными и федеральным бюджетом, интенсивным развитием экономики страны и регионов, что должно найти отражение в кредитно-бюджетной и экономической политике.
       Выбрав цивилизационный путь развития, Россия должна ориентироваться в системе социальных ценностей, принятой в высокоразвитых странах. В мировой практике принято учитывать стоимость так называемой базовой корзины потребления, в которую входят 155 видов продуктов, товаров и услуг, включая жильё и образование.
       При разработке и проведении демографической политики нужно учитывать объективно появляющиеся демографические циклы. Они бывают трёх видов:

  1. Большие демографические переходы.
  2. Среднесрочные.
  3. Краткосрочные.

       Большие циклы протекают во всём мире и связаны с переходом от многодетной патриархальной семьи к средне- и малодетной семье с одним или двумя поколениями.
       Среднесрочные демографические циклы характерны для отдельных стран и в первую очередь для России. Они вызваны военными событиями, сопровождающимися низкой рождаемостью и сверхвысокой смертностью. Как следствие войн проявляются демографические волны, которые повторяются периодически.
       Короткие циклы проявляются в отдельных странах, например в России и её регионах, и обусловлены в основном деятельностью властных структур. В частности «реформирование» современной экономики и спад производства, ухудшение условий жизни населения повлияло на снижение уровня рождаемости и повышение уровня смертности. В результате наложения циклов во многих регионах и стране в целом обострилась демографическая ситуация. Принятие действенных мер по решению демографических проблем и преодолению негативных проявлений должно стать ведущим звеном всей демографической политики.
       Особое внимание в политических решениях следует уделить инфраструктурному обустройству населённых мест. В первую очередь необходимо создать полный набор объектов производственной и социальной инфраструктуры, рационально разместить их на территории регионов, городов, сёл. Все мероприятия по инфраструктурному обустройству и сервисному обеспечению населения должны планироваться и регулироваться региональными и муниципальными органами управления.
       Для улучшения демографической обстановки в регионах необходимо разработать и реализовать целевые программы типа «сельский дом», «город без наркотиков», «образование», «здоровье» и т.д.
       Наиболее важным в территориальном плане представляется рациональное развитие и размещение транспортной сети. Транспортная сеть и поселения – это каркас пространственной организации жизнедеятельности людей. Именно он обеспечивает доступность мест работы, отдыха, услуг, комфортность всей среды жизнеобеспечения.
       На огромных российских просторах очень актуальной является территориальная организация поселений, формирование федеральной, региональных и локальных систем расселения. Отсюда важность экистической политики, проводимой согласованно на всех территориальных уровнях. Экистическая политика – это деятельность государственных и муниципальных органов власти по регулированию расселенческих процессов в согласовании с природопользованием, размещением производительных сил и развитием общественных отношений. Её главная задача заключается в создании равноценных условий для жизнедеятельности людей, всестороннего развития каждого человека, проживающего в любом населённом пункте.
       При разработке и проведении экистической политики следует учитывать территориальную структуру самих поселений (городов, сёл и деревень) и пространственную организацию населённых пунктов. В первом случае мы имеем дело с архитектурно-планировочным аспектом развития городских и сельских поселений, с их внутренней структурой. Причём, если для городов характерны проблемы высотной и подземной застройки, обеспечения населения квартирами, размещения инженерных коммуникаций, строительство коттеджей, то для сельских поселений наиболее остры вопросы сочетания населённых пунктов и ландшафтов, создания автономных инфраструктурных объектов, сервисного обслуживания населения, обеспечения приусадебными участками.
       Во втором случае речь идёт о пространственной организации поселений, формировании территориальных общностей людей. Повышенная миграционная подвижность населения, приезд мигрантов из Ближнего и Дальнего Зарубежья, переселение северян вносят новые сложности в сложившиеся системы расселения. Наиболее перспективными районами расселения становятся субъекты РФ Центрального, Северо-Западного и Южного федеральных округов. Существенные изменения происходят на Северном Кавказе, а также пограничных областях. Политика по совершенствованию расселения должна учитывать специфику региональных систем расселения населения, особенности развития малых и средних городов, разгрузки мегаполисов, создания непрерывного экологического каркаса территории.
       Особое внимание следует уделить пространственному сочетанию опорного каркаса расселения и экологического каркаса территории на уровнях страны, регионов и муниципальных образований.

Контрольные вопросы

  1. Чем обусловлена актуальность демографической и экистической политики?
  2. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в России, сложившуюся к 2002 году.
  3. Каково процентное соотношение городского и сельского населения в РФ?
  4. Что является стратегической целью демографической и экистической политики?
  5. Сформулируйте основные задачи демографической и экистической политики.
  6. Перечислите основные принципы разработки и реализации демографической и экистической политики.
  7. Какова роль института семьи в регулировании демографической обстановки в России?
  8. По каким направлениям необходимо сконцентрировать мероприятия демографической и экистической политики?
  9. Какое значение имеют демографические циклы при разработке и реализации демографической и экистической политики?
  10. В чем заключается суть экистической политики?


Назад                        Далее

Сайт управляется системой uCoz